История женщины дизайнера автомобилей Chevrolet Camaro.

Дизайнер Sue Vanderbilt ( Сью Вандербильт) преуспела в мире мужских автомобилей.

Она была первой женщиной, прорвавшейся в автомобильный дизайн, и это было не бесплатно. Но она никогда не жалела о своих решениях. Искусство и работа оставались ее страстью и миссией до последних дней жизни.

Женская команда дизайнеров в Америке 1950-х годов, да еще в такой отрасли, где доминировали мужчины, как автомобилестроение? На первый взгляд, это почти невозможно. И все же такая команда существовала, и даже не в какой-нибудь молодой прогрессивной компании, а в General Motors, крупнейшем в то время мировом автопроизводителей.

фото: Sue Vanderblid

фото: Sue Vanderblid в салоне автомобиля

Вскоре после окончания Второй мировой войны руководитель отдела дизайна GM Харли Дж. Эрл заметил, что в автосалонах набирает силу слово жен, матерей, любовниц и дочерей, и решил пресечь новую покупательскую способность в зародыше. Еще в 1940-х годах он иногда нанимал женщин для участия в субпроектах и даже заботился об их трудовых правах. Хотя симпатичные, улыбающиеся дамы на рекламных материалах служили в первую очередь отличным маркетингом, Эрл искренне верил в их способности. "Квалифицированные автомобильные дизайнеры сегодня имеют буквально неограниченные возможности!" - убежденно провозгласил он. "На мой взгляд, это вопрос трех-четырех лет, когда женщины будут проектировать целые автомобили".

Девушек не набирали на курсы автомехаников.

Двадцатидвухлетняя Сюзанна Вандербильт, только что окончившая Институт Пратта в Нью-Йорке по специальности "промышленный дизайн", была привлечена охотниками за талантами из GM прямо из школы. Сначала она работала на младшей должности в Chevrolet, а затем в качестве полноценного дизайнера в Cadillac. Когда в 1955 году Эрл создал женскую команду из десяти человек, она была одним из ее ведущих членов. Так родилась знаменитая дизайнерская группа, известная и сегодня как Damsels of Design.

Хотя Сюзанна Вандербильт не получила в школе диплом по автомобильному дизайну, она быстро училась, чему способствовал технический талант, проявившийся у нее с детства. Я любила все механическое", - вспоминала она в интервью, снятом с ней кинодокументалистом Дэвидом Криппеном в 1985 году для проекта "История автомобильного дизайна". "Просто курсы автомехаников были, конечно, недоступны для девушек. И поэтому я разбирала часы, игрушки, будильники, все, что держалось на гайках и болтах". В первые месяцы работы в General Motors ей было нелегко идти в ногу с коллегами-мужчинами, но благодаря упорному труду она компенсировала недостаток опыта. Вскоре она даже получила возможность стать частью студии передовых исследований, где рождались идеи далекого будущего автомобильного дизайна. Здесь она участвовала, например, в создании футуристического концепта Firebird III или экспериментальной системы автомагистралей под названием Autoline.

Она была с мальчиками с самого детства.

В 1958 году Харли Эрл организовал специальное Женское автошоу, посвященное автомобилям, разработанным женщинами. Сью Вандербильт и ее коллеги-женщины наконец-то смогли продемонстрировать публике, что они используют не просто красивые украшения, а действительно функциональные элементы интерьера, такие как дверные замки с защитой от детей, зеркала с подсветкой и отсеки для хранения вещей. К сожалению, успешная выставка стала также лебединой песней команды Damsels of Design. В том же году Эрл ушел на пенсию, и его сменил Билл Митчелл, чьи взгляды на вклад женщин в автомобильную промышленность совсем не совпадали со взглядами Эрла. Лишившись поддержки своего начальника, женщины постепенно уходили, пока из всей команды в General Motors не осталось только два человека, причем только один из них работал в отделе автомобильного дизайна. Это была Сью Вандербильт.

Когда позже она задумалась о том, что помогло ей остаться в конкурентной мужской среде, вероятно, это был ее детский опыт. "К счастью или к сожалению, я играла в основном в группе мальчиков, потому что в нашем районе была только одна девочка. Поэтому я очень быстро усвоила правила принятия групповых решений. А поскольку я играла в бейсбол, футбол и так далее, я узнала, как выглядят групповые усилия, необходимые для победы".

В 1960 году она стала старшим дизайнером в Advanced Interior Design Studio и продолжила работу над технологиями безопасности в Research Studio, где запатентовала два изобретения - надувную поясничную опору, встроенную в сиденье, и выдвижную кнопку, которая снижала риск травмы в случае аварии. В своих воспоминаниях она призналась, что работа с коллегами иногда напоминала хождение по раскаленным камням, и что она так и не избавилась от ярлыка "женщина-дизайнер", хотя она больше не занималась специальными женскими проектами, как это было в 1950-х годах, но все равно преуспевала в своей работе.

Она никогда не жаловалась на свою участь.

 В 1963 году она взяла двухлетний неоплачиваемый отпуск, чтобы продолжить свое образование в области металлообработки. Однако когда она вернулась с новым дипломом, в General Motors ее ждало разочарование - она получила должность ниже той, с которой ушла двумя годами ранее. "Внезапно я стал работать на людей, которые раньше работали на меня. Мне потребовалось четыре года, чтобы пройти обратный путь". Оказалось, что дизайн интерьера по-прежнему играет вторую скрипку по сравнению с дизайном экстерьера, а главная дисциплина остается недоступной для женщин. Автомобильная промышленность еще не была готова к революции такого масштаба.

 Сюзанна никогда не прекращала работать. Ей никогда не приходило в голову жаловаться на гендерное неравенство. Мир был таким, каким он был. В 1972 году Сюзанна стала главным дизайнером интерьера Chevrolet, работая в основном над небольшими моделями, такими как Nova, Camaro и Chevette. Маленькие автомобили были одними из ее любимых. "Большие автомобили, такие как Monte Carlo, Biscayne или Bel Air, всегда выглядели для меня одинаково, маленькие гораздо интереснее. А потом, конечно, спортивные". Любовью всей жизни Сюзанны был автомобиль Chevrolet Corvette.

  К сожалению, в 1973 году у Сюзанны был диагностирован рак, она перенесла операцию и была вынуждена значительно сократить объем работы из-за последующей химиотерапии. Через четыре года она полностью отошла от дел и умерла в 1988 году в возрасте пятидесяти пяти лет. 

  Она никогда не рассказывала о своей личной жизни, но по мельком увиденному можно предположить, что места для нее было не так уж много - по крайней мере, в ее самые успешные времена. Сью Вандербильт смогла выжить в суровых условиях автомобильной промышленности главным образом потому, что она выполняла свою работу на сто процентов. "Дизайн для меня - это не только автомобили, это все", - объяснила она. "Это стиль жизни. Возможно, это звучит банально, но если я могу сделать мир лучше для людей, которые придут после меня, это и есть моя работа - создавать что-то, что радует глаз, что-то, что работает лучше, чем двадцать пять лет назад, что бы это ни было".

4 лайка 24 просмотра
1 комментарий
Чтобы оставить комментарий, необходимо на сайте.
  1. vika
    Автор 5 марта 2024 08:59
    Сюзанна Вандербильт
Мы используем куки, потому что без кук вообще ничего не работает
Ознакомиться с политикой конфиденциальности